Выплатят ли по ОСАГО, если виноват пассажир?

Где бы ни произошла авария и кто бы ни находился за рулем, к разбору и учету ДТП привлекается владелец транспортного средства – согласно Постановлению Правительства РФ № 647,   Если машина принадлежит предприятию, то, соответственно, учет ДТП ведет предприятие.

Действия сразу после аварии

Водители, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные п. 2.5. Правил дорожного движения Российской Федерации, а также руководствоваться здравым смыслом:

  1. Остановить автомобиль сразу после столкновения, поставить его на стояночный тормоз и/или зафиксировать иными средствами.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Согласно п. 7.2. ПДД, знак должен быть выставлен в сторону приближающихся других участников дорожного движения на расстояние не менее 15 метров в населенном пункте и не менее 30 метров вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД).
  3. Не перемещать и не убирать какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.
  4. В соответствии с п. 2.7 ПДД, водителю запрещается употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен.

Автомобили на стоянке

Страховым случаем по ОСАГО не является и любой ущерб, возникший в момент, когда и автомобиль потерпевшего, и ТС виновника не находились в движении. Чаще всего такие курьёзы случаются на автостоянках. Порыв ветра плюс неосторожное открывание дверей авто приводят к повреждению лакокрасочного покрытия рядом стоящей машины. Автомобили не могут считаться средствами повышенной опасности, если находятся в состоянии покоя. Факт взаимодействия структурных частей не двигающихся автомобилей не является дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Следовательно, и закон «Об ОСАГО» в такие моменты не работает. Любой ущерб, возникший во время стоянки ТС, компенсируется виновником. Пассажир ли это или водитель – не важно.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение ценВыбор типа ТСКоличество водителейКол-во водителейРассчитать

Действительно, средством повышенной опасности признается любой объект, в силу своей массы и скорости не поддающийся полному контролю со стороны владельца или водителя. Вредоносные свойства ТС как источника повышенной опасности отсутствуют во время остановки или стоянки, так как скорость автомобиля равна нулю. Дверь же авто сама по себе не является источником повышенной опасности, так как её масса и скорость весьма умерены и поддаются полному контролю со стороны среднестатистического человека.

Расследование случаев повреждения припаркованных автомобилей, как правило, ложится на участковых уполномоченных (УУ) территориальных отделов органов внутренних дел. Для вызова сотрудника полиции на место происшествия достаточно звонка по телефону «02». Данный метод обращения в органы правопорядка предпочтителен и тем, что все звонки в дежурную часть МВД фиксируются. Факт и время обращения легко подтвердить в суде, куда и придётся обратиться потерпевшему с гражданским иском к виновнику. Если тот, конечно, не согласится компенсировать ущерб в досудебном порядке. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, выданная УУ ОВД, в таком случае является основным доказательством в суде.

Читайте также:  Развитие опухоли средостения и прогнозы лечения

Кто и что должен сделать после ДТП с участием транспорта организации

  1.  Сообщить о ДТП в органы внутренних дел (ГИБДД). Это должен сделать водитель в момент вызова ГИБДД на место ДТП.
  2. Сообщить на предприятие. Вызвав ГИБДД, водитель должен немедленно связаться со специалистом БДД или, в случае его отсутствия в штате предприятия, со своим непосредственным руководителем.
  3. Сообщить о ДТП в органы внутренних дел по месту нахождения предприятия. Например, если авария произошла под Владивостоком, а предприятие, которому принадлежит автомобиль, находится в Москве, о ДТП нужно поставить в известность московское ГИБДД – таковы правила, описанные во все том же Постановлении № 647. Это делает специалист БДД или непосредственный руководитель участника ДТП.
  4. Зарегистрировать ДТП в журнале. Это обязанность специалиста БДД.
  5. Провести служебное расследование. Этим должна заниматься специальная Комиссия по служебному расследованию в составе не менее трех человек – об этом подробнее в следующей статье.
  6. Составить акт по результатам служебного расследования. Акт составляется и подписывается членами Комиссии по служебному расследованию.
  7. Получить результаты административного расследования ГИБДД. Представитель владельца ТС – специалист БДД или руководитель предприятия – должен обратиться в органы дознания ГИБДД и получить копии постановления по делу об административном правонарушении и формулировку окончательного вывода. Для подтверждения полномочий требуется доверенность на бланке предприятия и паспорт.
  8. Издать приказ по результатам пунктов 6 и 7. Это может быть приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности водителя или других должностных лиц при наличии их вины. Если установлено, что вины водителя и других должностных лиц нет, то шаги 8-9 пропускаем.
  9. Ознакомить водителя с приказом. Под подпись! Если водитель (или другие должностные лица, чья вина доказана и отражена в приказе) отказывается расписаться в приказе, то составляется акт об отказе в ознакомлении.
  10. Провести внеплановый инструктаж со всеми водителями.
  11. Зафиксировать это событие в Журнале регистрации инструктажей.

Полностью готовый пакет документов – шаблоны, образцы заполнения, а также инструкции по учету, можно получить, оформив заказ: 590ЗАКАЗАТЬ

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Юлия Верклова.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!

Аннотация

Предлагаемая медицинская технология предназначена для судебно-медицинских экспертов. Она позволяет определить месторасположения водителя и пассажира в салоне легкового автомобиля (с компоновкой кузова аналогичной типу седан, хэчбэк, универсал и т.д.) с левосторонним рулем управления при дорожно-транспортных происшествиях.

Медицинская технология предназначена для врачей судебно- медицинских экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы при проведении ситуалогических экспертиз при дорожно-транспортных происшествиях (в случаях оценки повреждений, полученных в салоне автомобиля).

Медицинская технология подготовлена:

  • главным научным сотрудником ФГУ «Российский центр судебно- медицинской экспертизы» Минздравсоцразвития д.м.н. Леоновым С.В.,
  • доцентом кафедры судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава к.м.н. Бариновым Е.Х.,
  • ассистентом кафедры судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава к.м.н. Фокиной Е.В.

Порядок взыскания причиненного ущерба

Порядок взыскания причиненного ущерба в результате ДТП в маршрутке и привлечение к ответственности водителя не отличается от аварии на автомобиле.

Прежде всего, размер выплат зависит от:

  • степени тяжести полученных травм в результате ДТП на маршрутке;
  • степени инвалидности, присвоенной после ДТП на маршрутке.

Для того чтобы получить компенсацию необходимо обратиться в страховую компанию со следующим пакетом необходимых документов:

  • гражданский паспорт пострадавшей стороны;
  • заявление согласно установленного образца с просьбой о возмещении ущерба в результате ДТП на маршрутке;
  • справка по форме Ф-12, которая оформляется в ГИБДД;
  • документ из медицинского учреждения, в котором подтверждены и зафиксированы травмы и повреждения в результате ДТП на маршрутке.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Водителю следует подходить к подготовке административного протокола максимально ответственно. Нужно помнить о таком понятии, как презумпция невиновности: никто не может быть признан виновным, если его вина не будет доказана. От инспектора нужно требовать предъявления прямых доказательств его вины.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п. 134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Когда принудительная остановка запрещена?

В регламенте ГИБДД содержатся положения, ограничивающие полномочия сотрудников службы. Регламентирован определенный перечень транспортных средств, останавливать которые запрещено. К их категории относятся машины скорой помощи и автомобили, которые перевозят груз, отнесенный к опасной категории. Нельзя также принудительно останавливать транспорт, осуществляющий перевозки людей. Остановка автобусов, мотоциклов, мопедов, грузовиков, оборудованных под перевозку людей, при наличии в них пассажиров запрещена. Сотрудник ГИБДД также не уполномочен задерживать транспортные средства, отнесенные к категории консульских или дипломатических представительств, а также принадлежащие международным организациям и другим государствам.

Задержание водителя или пассажиров, находящихся в транспорте, категория которого не позволяет применить к нему принудительные методы остановки, проводится по другому регламентированному порядку. Они также запрещены по отношению к любому транспорту, передвигающемуся на участках дорог, для которых характерна ограниченная видимость, на горных дорогах, путепроводах, мостах, эстакадах, тоннелях и на железнодорожных переездах. Такое решение было принято с целью сохранности жизни и здоровья пассажиров и находящихся рядом людей, а также во избежание международных скандалов.

Будьте внимательны на дороге

 

Многие из нас автомобилистов приобретя небольшой опыт вождения машины начинают сразу думать, что они великие автогонщики и напроч утрачивают чувство опасности и остороженности, становятся попросту излишне самоуверенными. К большому сожалению большинство таких водителей как правило и становятся частыми участниками ДТП. Подумайте друзья лучше о том, что на дороге находитесь не только вы один, там тоже есть водители-новички или автомобилисты, которые не слишком-то внимательны из-за своей самоуверенности или по неопытности, они из-за вашего неожиданного маневра могут не справиться с управлением машины и могут повредить свой а также и Ваш автомобиль. 

Будьте внимательны на дороге

Во время движения по дороге используйте друзья переферийное зрение, а именно, когда Вы смотрите вроде бы в одну точку, а видите в этот самый момент большинство объектов по сторонам. Если во время движения Вы чувствуете сонливость, когда смотрите в одну нацеленную точку, то старайтесь в такие моменты очаще переводить свой взгляд по сторонам, не теряя естественно в этот момент из виду саму дорогу. Обращайте свое внимание на автомобили, которые движутся рядом с Вами. Не забудьте смотреть в зеркало заднего вида оценивая тем самым скорость автомашин идущих позади вас. Это поможет Вам не только не уснуть за рулем но и в случае какой-либо опасности, которая может исходить от другого автомобиля, поможет вам быстро предпринять необходимые действия, чтобы избежать столкновения с машиной. 

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

Рассматривая обстоятельства, при которых произошло дорожное происшествие, полиция может вынести виновнику ДТП более мягкий или же наоборот, самый строгий вердикт. Способствуют таким решениям смягчающие и отягчающие факторы, имеющие место во время аварии. К первой категории относят следующие события:

  • Инициатор ДТП искренне раскаивается в содеянном и готов сотрудничать с представителями ГИБДД в интересах следствия;
  • Виновной стороной выступает женщина, которая воспитывает несовершеннолетнего ребенка или же находится в положении;
  • За рулем на момент аварии находился человек, не достигший шестнадцатилетнего возраста;
  • Инициатору дорожно-транспортного происшествия удалось доказать инспекторам ГАИ необходимость своего маневра, ставшего причиной ДТП.

В перечисленных случаях суд может вынести нарушителю самый мягкий приговор, предусмотренный КоАПом или же ограничиться письменным предупреждением (от компенсации вреда пострадавшему решение судьи гражданина не освобождает).

А вот лишение свободы, арест водительского удостоверения с дальнейшей отправкой автомобиля на штраф-площадку, общественные работы – это те суровые меры, которые применяются к человеку при отягчающих обстоятельствах:

  • Управление транспортным средством под воздействием наркотических или алкогольных препаратов;
  • Совершение противоправных действий после попадания в ДТП (попытка скрыться с места аварии, сопротивление при задержании сотрудниками полиции и т. д.);
  • Нарушение конкретной статьи гражданином происходит не впервые, за короткий промежуток времени;
  • Дорожно-транспортное происшествие было заранее спланировано, с целью мести, личного удовлетворения или материальной выгоды.

Совет! В большинстве случаев перечисленные обстоятельства приводят к переквалификации административного дела в уголовное. Поэтому совершать необдуманные поступки при попадании в ДТП крайне не рекомендуется.